Новости Аналитика Мероприятия по клинингу Клининговые компании Службы дезинфекции Учебные центры О проекте
**

Аутсорсинг в Березниках: за и против

Аутсорсинг — слово, с недавних пор ставшее популярным в Березниках. Бюджетные учреждения и крупные промышленные предприятия уже попробовали на практике новый метод реструктуризации своей деятельности, который можно спланировать, наперёд просчитав все плюсы и минусы такого подхода. Как оказалось, выгоды от аутсорсинга для крупных организаций очевидны. Однако, для малого бизнеса, а также таких учреждений как школы или больницы, вопрос остаётся пока открытым.

Российские социальные бюджетные организации последнее время всё чаще рассматривают, как некие предприятия по производству услуг. Услуги могут быть разные: медицинские, культурные, образовательные, суть от этого не меняется. Одновременно с изменившимся взглядом на саму организацию, меняется подход к выбору моделей оптимизации бизнес-процессов, происходящих в ней. К ним относится, в том числе, выведение ряда услуг на аутсорсинг.

В декабре 2011 года состоялась встреча интернет-общественности Березников с главой города Сергеем Дьяковым. На этой встрече активно обсуждался вопрос о внедрении аутсорсинга в таких традиционно бюджетных учреждениях, как детские сады и школы. Глава города тогда напомнил, что рынок подобных услуг в Березниках ещё недостаточно развит, поэтому ждать моментальной отдачи от внедрения новшества не следует. Сергей Дьяков также обещал рассмотреть вопрос и дать ответ позднее, когда прояснятся некоторые детали.

Похожий вопрос задали властям представители общественной организации «Гражданский надзор». В ответе администрации сообщалось, что внедрение новых механизмов, которые бы повысили эффективность расходов, входит в планы администрации. Об этом говорилось в послании губернатора Пермского края Олега Чиркунова законодательному собранию края, в котором рассматривалось политическое и социально-экономическое положение региона.

По мнению администрации, переход образовательных учреждений на новую финансово-экономическую форму деятельности даст им возможность полностью сосредоточиться на своей главной (образовательной) функции, переложив непрофильные виды деятельности на аутсорсеров. Так, в 2009-2010 годах аутсорсинг позволил сократить:

-92 ставки работников, занимавшихся стиркой белья в детских садах;
-12 ставок уборщиц в школе;
-8 ставок сторожа в шести образовательных учреждениях.


В 2011 году на аутсорсинг была отдана охрана 47 детских садов, а ещё в 11 образовательных учреждениях объявлены торги за контракт на клининговые услуги. В настоящее время ещё в нескольких организациях — учреждениях дополнительного образования планируется установка пультовой охраны. В итоге на одной только охране детских садов удалось сэкономить порядка 9853,2 тысяч рублей бюджетных средств (не учитывая стоимость установки пультовой охраны, на которую в 2010-2011 гг. ушло 11345,4 тысячи рублей). Ещё 4238,5 тысяч составила экономия на стирке.

Аукцион на клининговые услуги проводился городской администрацией в Березниках в конце 2011 года. Тогда на торги был выставлен контракт на обслуживание 11 городских школ. Годовой контракт на услуги по уборке выставлялся на аукцион по стартовой цене 6, 268 млн рублей. Всего в нём приняло участие пять частных фирм и один индивидуальный предприниматель. Фирма «Компания Безопасность и Строительство» (ООО «БиС») выиграла контракт, предложив самую низкую цену – 3,7 млн рублей, то есть, сумму, вдвое меньшую, чем стартовая цена.

Предполагалось, что такое снижение цены приведёт к значительной экономии бюджетных средств. После получения контракта, ООО «БиС» приступила к работе 10 января. Уборщицы в школах были уволены по сокращению, и большинство из них устроились на работу во всё то же ООО «БиС». Однако ровно через месяц руководство компании-подрядчика расторгло договор, и школы остались вообще без уборщиц и уборки.

Как рассказала Татьяна Пузик, директор школы №12, руководству школы пришлось заключить гражданские договора на оказание услуг с теми же уборщицами, которые сейчас и продолжают убирать школьные помещения. Теперь администрация города наверняка объявит новый аукцион на тот же самый контракт. Что касается экономии средств, Татьяна Пузик отметила, что в первый месяц от введения аутсорсинга экономия действительно имела место, так как компании ООО «БиС» пришлось платить меньше, чем уборщицам в собственном штате. В то же время, уборщицам при увольнении пришлось платить выходные пособия, поэтому в целом, пока уборка обошлась дороже.

По словам директора школы, у неё пока не сложилось однозначного мнения по поводу данной проблемы. Переход организации на аутсорсинг вызвал неоднозначную реакцию у сотрудников, попавших под сокращение. Эти люди потеряли социальные гарантии, которые они имели, работая на постоянной работе в бюджетном учреждении, в том числе оплачиваемый отпуск и больничный. Кроме того, уборщицы, перешедшие в ООО, всё ещё не получили там зарплаты за январь.

К самой фирме, профиль которой обозначен как строительно-охранное предприятие, имеется также много вопросов. В частности, как при такой демпинговой цене контракта они собирались организовать работу и платить людям зарплату? Однако директор компании ООО «БиС» комментировать ситуацию отказался.

Рассмотрим, как предполагалось организовать работы по уборке помещений образовательных учреждений. Контракт на которые выиграла ООО «БиС». Одна ставка уборщицы предполагает норму выработки – 500 кв. метров в день (и эту площадь следует вымыть неоднократно). Ставка уборщицы сегодня в полтора раз ниже прожиточного минимум в стране — на такие деньги выжить практически невозможно, и сократить эту ставку ещё больше тоже невозможно. В бюджетных организациях костяк штата уборщиц составляют пенсионерки. И на одну ставку, по вышеуказанной причине, как правило, никто не идет работать. Молодёжь на этой грязной и низкооплачиваемой работе не задерживается.

Свою историю рассказала техничка школы №2 Зинаида Сергеева. Она работает в школе на две полные ставки и получает всего 10 тысяч в месяц. Работа грязная и тяжелая – весь день в воде и грязи. Но деваться пенсионерке некуда. Она вышла на пенсию 15 лет назад. С тех пор она каждый день приходит на работу в 7 утра и уходит из школы последней, в 20-00. Несмотря на тяжелую работу, Зинаида Ильинична привыкла и менять ничего не собиралась. Но перед Новым годом всем уборщицам объявили, что они больше в школе не работают. Им предложили подписать договоры с коммерческой организацией ООО «БиС». В ООО им сразу заявили, что могут гарантировать только минимальную зарплату — 4600 рублей, при этом объём работ остался прежним. Более того, проработав весь январь, женщина так и не получила от фирмы даже этой нищенской зарплаты.

Как сказала директор одной из городских школ, разрушить старую систему не долго. Разговоры о введении аутсорсинга на услуги по уборке ведутся с лета, и этот вопрос уже неоднократно обсуждался в школах. На такую грязную и низкооплачиваемую работу найти желающих очень трудно, это тоже надо учитывать. Пожилые люди, составляющие большинство среди технических работников, боятся обмана со стороны частных компаний, поэтому идут туда работать неохотно или вообще не идут. В школах, в связи с нововведением, убрали ставки уборщиц, поэтому, чтобы школы всё-таки хоть кто-то убирал, руководству приходится уговаривать бывших работников вернуться, заключая с ними гражданские договоры. В общем, по мнению директоров школ, хлопот сейчас только прибавилось.

Нынешняя система аукционов ориентируется на так называемый антикоррупционный 94-й закон, согласно которому, все государственные поставки и услуги осуществляются по контракту, выигранному соискателем в открытом конкурсе. В Березниках считают, что это приводит к тому, что чаще всего, побеждает тот, кто предложит самую низкую цену, и плюсом такой системы можно считать, конечно, экономию бюджетных средств. Однако негативных последствий наблюдается не меньше. Практика муниципальных властей показывает, что в большинстве случаев удобнее всего работать с уже проверенными компаниями-подрядчиками, и они не первый год просят пересмотреть «неудобный» закон.

Сегодня процедура объявления и проведения аукциона занимает несколько месяцев. Если аукцион почему-либо не состоялся, объявляется повторный, а бюджетные средства из-за этого не осваиваются полностью до конца года. И, разумеется, при такой системе страдает качество работ. Стремясь получить подряд, участники конкурса готовы иногда снижать цену до такого минимум, которого явно недостаточно для организации работ по контракту в нужных масштабов и приемлемого качества.

Типичным примером отрицательного воздействия ФЗ №94 является случай с аукционом на уборку березниковских школ. В конкурсе участвовала и выиграла его, необоснованно снизив цену ниже минимума, компания, не имеющая ни штата своих работников, ни опыта в предоставлении подобных услуг. Стартовая цена контракта, выставленного на аукционе в Березниках, была основана на суммах, которые школы тратили на уборку помещений за год. Сюда входила зарплата персонала, плюс налоги, плюс стоимость моющих средств. Фактически, цена была минимальной, так как зарплаты понижать было уже некуда. Эту цену можно было немного снизить только за счёт применения более эффективных технологий. Именно это предложили пять других участников аукциона. Однако выиграла его фирма, снизившая цену вдвое, сделав её нереальной.

В то же время, есть и более удачные примеры использования аутсорсинга. например, в системе государственного здравоохранения. По словам главной медсестры горбольницы № 1 Людмилы Тимофеевой, услуги по стирке белья в их организации уже два года как выведены на аутсорсинг, а уборка помещений – год. По мнению г-жи Тимофеевой, хуже, по крайней мере, не стало. У системы есть и плюсы, и минусы. Когда у больницы была своя прачечная, все вопросы было удобнее решать оперативно и не тратить времени на организацию доставки. Но качество стирки теперь выиграло — рваного белья стало меньше, у аутсорсеров более современная техника и моющие средства. Но, ввиду вышеупомянутой меньшей оперативности новой системы, у больницы иногда не хватает чистого белья (например, особо загрязненного, операционного, которое иногда отправляется в перестирку). Впрочем, по мнению Людмилы Тимофеевой, всё это временные трудности.

Проблемы с уборкой помещений больше зависят от специфики медицинского учреждения. Раньше санитарки знали требования санэпидемрежима (СанПиНа). Теперь пришли люди, которых в больнице приходится обучать всему на месте, как когда-то санитарок. В то же время, в отделениях больницы, по её мнению, грязнее не стало. Сейчас трудно привыкнуть к новому порядку, но постепенно всё обязательно наладится.

Заместитель главы отдела по экономическим вопросам управления здравоохранения города Березники Лариса Марковкина охарактеризовала экономический эффект от введения аутсорсинга на предприятиях отрасли как отрицательный или нулевой. Дело в том, что рыночная стоимость любой услуги, как правило, выше бюджетной. Поэтому, при неразвитом рынке данных услуг в регионе, об экономическом эффекте говорить пока рано. Его можно ждать в будущем, вместе с ростом рынка. К явным выгодам новой системы можно отнести освобождение руководителя от обязанности подбирать персонал и самому организовывать работы. Качество тоже было бы выше, будь у бюджетной организации больше денег. Высокое качество компания показывает, как правило, пока пытается захватить рынок. После качество работ неизменно снижается. Ещё одним плюсом аутсорсинга, по мнению Ларисы Марковкиной, является организация питания, которую аутсорсинг снял с плеч руководства бюджетной организации. Такая система устраивает буквально всех руководителей, не желающих снова заниматься организацией социального питания в режиме «ручного управления» — содержать пищеблоки, закупать, хранить и списывать продукты, выписывать санитарные книжки и т. д. Теперь медицинское учреждение получает готовое питание и больше ни о чём не заботится.

В качестве справки: в городе Березники оказанием услуг бюджетникам на условиях аутсорсинга занимались 29 компаний, представляющих малый и средний бизнес. К таким услугам относится уборка помещений, стирка, содержание зданий, перевозки, охрана и проч. На этих предприятиях было создано 102 новых рабочих места. С февраля 2012 года в списке появятся ещё и бухгалтерские услуги для всех бюджетных организаций города.
© Uborka.su, 2012-03-09

Вернуться назад
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить

Комментарии

Аналитика

 За год в Калининграде спрос на бытовые услуги вырос на 34%. В Калининграде спрос на бытовые услуги за год вырос на 34%. Об этом сообщают аналитики «Авито» в...

 Миллениалы больше других офисных работников обеспокоены гигиеной в офисе. Становится все более очевидным, что чистота и гигиена на рабочем месте — уже не просто приятное...

 Чистота рук влияет на работу компаний. Исследование, проведенное компанией Essity и торговой маркой Tork, доказало, что чистые руки могут...