Новости Аналитика Мероприятия по клинингу Клининговые компании Службы дезинфекции Учебные центры О проекте
**

Опыт развития промышленного клининга в Тольятти

Ни для кого не секрет, что рынок клининговых услуг в нашей стране до сих пор находится на стадии становления и в этом отношении ситуация значительно отстаёт от ситуации, сложившейся в западноевропейских странах. Согласно статистике, опубликованной ISSA (Международной ассоциацией клининговых организаций), рынок профессиональной уборки в странах Европейского Сообщества на сегодняшний день имеет объём более 30 миллиардов евро. В этой отрасли хозяйства занято около трёх миллионов человек, и по занятости данная сфера на рынке услуг Европы занимает первое место. Одной из популярных разновидностей клининга, как в Европе, так и в современной России, является промышленный клининг.

Согласно данным ТПП РФ, не считая большого количества мелких и средних клининговых компаний, в России сегодня профессионально занимаются промышленным клинингом свыше 400 крупных предприятий, штат каждого из которых составляет более 350 работников. В последнее время компании, занятые в жилищно-коммунальной сфере, всё чаще стали обращаться за профессиональной уборкой к специалистам, устраивая тендеры на контракты по клининговым услугам. До ноября прошлого года в России существовало некоммерческое партнёрство клининговых предприятий «Альянс региональных уборочных компаний», на базе которого осенью 2012 года была создана первая в России саморегулируемая организация профессиональных клинеров.

Развитие рынка клининговых услуг, в том числе и промышленного клининга, демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. Вместе с тем, соотношение спроса и предложения на российском рынке клининговых услуг распределено по регионам страны крайне неравномерно и далеко от международных стандартов. Например, спрос на услуги 30 клининговых компаний, работающих в Тольятти стабильно высок, а конкуренция в данном сегменте рынка достаточно жесткая. В то время как в Пензе, например, лишь половина городских предприятий обращается за услугами по уборке своих помещений к профессиональным клинерам.

В Тольятти промышленным клинингом занимаются, в основном, крупные предприятия регионального и даже федерального уровня. Этому есть вполне логичное объяснение. Дело в том, что, в отличие от бытового, промышленный клининг — это сфера, требующая использования современного дорогостоящего оборудования, химических и биологических препаратов, инновационных технологий и сложно организованного процесса. По словам тренд-директора компании «Клининг-Эксперт Тольятти» Олега Артамонова, недавнее открытие новых автомобильных и автокомпонентных компаний, в том числе, с участием иностранного капитала, послужило причиной очередного оживления на рынке промышленного клининга, так как во многих регионах России наибольшую прибыль клининговым компаниям приносят контракты с автосборочными предприятиями. Примером тому могут служить ситуации на клининговых рынках таких городов как Петербург, Ижевск, Тольятти или Калуга.

В сфере промышленного клининга 70% заказчиков у клининговых компаний г. Тольятти — это японцы и французы, а также держатели торговых площадей, несколько уступающие по объёмам заказов предприятиям автомобильной промышленности. Как заметила Татьяна Рейзвих, глава регионального производства компании «Ронова Клининг», менее всего в Тольятти услугами промышленного клининга пока охвачен сектор химической промышленности, так как на его предприятиях чистота традиционно поддерживается собственными силами предприятия. В остальном, можно сказать, что Тольятти — «город купцов» с огромным количеством ритейлеров и соответствующими масштабами работы.

Кроме общего оживления рынка, подчёркивает директор фирмы «Волга-Клининг» Сергей Иванов, появление и развитие новых автосборочных предприятий имело ещё одно последствие — требования к качеству клининговых услуг стали заметно выше. Например, те же французы и японцы весьма трепетно относятся к чистоте санузлов и отполированному до блеска чистому полу. По мнению Олега Артамонова, существует пять позиций, по которым требования клиентов значительно выросли. Кроме соблюдения экостандартов и применения новейших технологий, клиент сегодня хочет полностью понимать сам процесс клининга, требует снижения клининговой компанией издержек и, соответственно, оптимизации стоимости услуг, желает ознакомиться с системой обучения персонала.

Особенно актуальны сегодня, по мнению Татьяны Рейзвих, применение новейших технологий и соблюдение международных экологических стандартов. Использование минимального количества химических составляющих в моющих средствах, применение биоразлагающихся материалов и паровой чистки поверхности — это в наше время вопрос имиджа и клининговой компании, и её клиента. При этом, если при уборке дома или квартиры возможно соблюдение всех экостандартов, то в промышленном клининге речь может идти скорее о высококачественном оборудовании и щадящих химических средствах.

В сложившейся ситуации обострённой требовательности к качеству на рынке клининговых услуг особенно остро встаёт вопрос о кадрах и их профессиональной подготовке. Непрофессиональные участники рынка, которым ранее удавалось привлекать клиентов низкими ценами и скидками, сегодня просто отсеиваются. Как утверждает Сергей Иванов, недостаток профессиональных кадров в настоящий момент является одной из главных проблем. В том же Тольятти спрос на них в несколько раз превышает предложение, так как традиционно эту сферу деятельности выбирают либо трудовые мигранты, либо люди, обладающие такими негативными качествами, как низкий уровень ответственности и образования, алкоголизм и проч.

Мигрантов в наше время сложно оформить и содержать, а с маргинальным контингентом собственных граждан работать ещё сложнее. Если ЕСН, НДФЛ и другие сборы на гражданина РФ составляют около 39%, то содержание гастарбайтера обойдётся компании уже в 56%. Всё это порождает нарушения в виде привлечения в некоторых регионах к работе нелегалов. В таких случаях о качестве предоставляемых услуг говорить не приходится. У клинингового бизнеса в России сегодня ещё масса разных проблем — от отсутствия нормативно-правовой базы до отсутствия специальных государственных образовательных программ в этой сфере, отмечают профессионалы рынка.
© Uborka.su, 2013-03-19

Вернуться назад
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить

Комментарии

Аналитика

 За год в Калининграде спрос на бытовые услуги вырос на 34%. В Калининграде спрос на бытовые услуги за год вырос на 34%. Об этом сообщают аналитики «Авито» в...

 Миллениалы больше других офисных работников обеспокоены гигиеной в офисе. Становится все более очевидным, что чистота и гигиена на рабочем месте — уже не просто приятное...

 Чистота рук влияет на работу компаний. Исследование, проведенное компанией Essity и торговой маркой Tork, доказало, что чистые руки могут...