Новости Аналитика Мероприятия по клинингу Клининговые компании Службы дезинфекции Учебные центры О проекте
**

Развитие российского рынка клининговых услуг

Развитие российского рынка клининговых услугОдин из крупнейших игроков на российском рынке коммерческой недвижимости — Becar Realty Group (BRG) на днях сообщила о приобретении контрольного пакета акций клининговой компании Phoenix Industries (PI). В Becar полагают, что этот сектор услуг в кризис будет расти. Однако игроки рынка и аналитики настроены более пессимистично.

Becar Realty Group работает на рынке Санкт-Петербурга с 1992 года и на сегодняшний день входит в десятку крупнейших компаний, работающих в области недвижимости в России. Имеет в своей структуре подразделение Becar Commercial Property, с офисами в Санкт-Петербурге и Москве, которое оказывает услуги в области коммерческой недвижимости в направлениях – консалтинг, брокеридж и управление объектами.

Как говорится в официальном сообщении Becar, благодаря вхождению в капитал PI компания получила доступ к обслуживанию помещений 16 магазинов компании METRO Group (бренды METRO Cash & Carry и «Реал») и прилегающих к ним территорий площадью 600 тысяч кв. метров в 11 крупнейших городах России. «Сделка позволит Becar расширить сферу компетенции в оказании клининговых услуг в корпоративном секторе и выйти на лидирующие позиции в данном сегменте российского рынка», — говорится в пресс-релизе.

Комментируя для BFM.ru вопрос интеграции PI в структуру компании, президент BRG Александр Шарапов отметил, что Phoenix теперь будет работать под брендом Becar. Менеджерский состав, курировавший в Phoenix работу по обслуживанию гипермаркетов и магазинов METRO Group, войдет в состав компании Becar.

По мнению Александра Шарапова, сделка позволит BRG увеличить свою долю на рынке клининговых и эксплуатационных услуг. С точки зрения площади обслуживаемых объектов покупка действительно выгодна. Благодаря ей компании удастся увеличить этот показатель на 50% (в настоящее время в обслуживании профильного подразделения компании находится 400 тысяч кв. метров в Москве, 180 тысяч — в Санкт-Петербурге и около 600 тысяч кв. метров — в регионах России; всего 1,18 тысяч кв. метров).

Выгодной сделка является и с финансовой точки зрения, хотя в BRG назвать цену сделки отказываются. «Продавцом выступило физическое лицо. Переговоры начались осенью прошлого года. Договоренность была заключена в феврале, в процессе переговоров удалось добиться дисконта в 40% от первоначальной суммы сделки», — сообщил Александр Шарапов BFM.ru. — Это приобретение мы планируем окупить за 4 года. Планируем и дальнейшие приобретения региональных компаний, специализирующихся на клининге и обслуживании инженерных систем. Эти направления в кризис активно развиваются, в отличие от консалтинга и брокериджа, к примеру».

Президент BRG также сообщил, что в кризис срок окупаемости вложений в данные активы сократился с 3—5 лет до 1—3 из-за снижения стоимости активов и активности в этом секторе. На сокращение сроков окупаемости BRG будет ориентироваться при дальнейших покупках.

В России клининговые услуги сначала были востребованы только представительствами зарубежных компаний, пытавшихся организовать свой бизнес в России по западному образцу, то есть с выводом вспомогательным функций на аутсорсинг. Однако со временем этот рынок развился сначала в Москве, а затем и в крупных российских городах.

Общий объем российского рынка клининговых услуг за 3 квартала 2008 года оценивался в 364 млн долларов, а ежегодный рост рыночного объема в среднем составляет 30-40%, отмечают эксперты маркетингового портала bsmarket.ru.

В число крупнейших регионов по оказанию клининговых услуг входят Москва, Красноярский край, Тюменская область, республика Башкортостан, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ. Их доля составляет 72% от общего объема рынка, причем на Москву приходится 28%. Основными клиентами московских клининговых компаний являются арендаторы и собственники офисных помещений — их доля составляет порядка 40% общего числа потребителей. Далее следуют владельцы торговых площадей (39%), на третьем месте владельцы складских, промышленных, медицинских и жилых помещений (около 21%).

Согласно расчетам маркетинговой компании «Амико», примерно 65—70% рынка клининга принадлежит восьми крупнейшими игроками. К ним относят компании «Чистый свет», «Ронова-Клининг», «Примекс», «Премьер-сервис», «Содексо», «Каскад-Холдинг», «Клинстар», «Ирис».

Александр Шарапов считает, что рост заказов в компаниях, занимающимся обслуживанием объектов недвижимости, в России в кризис будет обеспечен именно за счет уменьшения издержек в компаниях, связанных с сокращениями персонала и переводом услуг по клинингу и обслуживанию инженерных систем в офисах на аутсорсинг. При этом, очевидно, что теперь профильные компании будут бороться за клиентов, готовых предоставить крупные площади в обслуживание.

«Данный бизнес характеризуется низкой стоимостью входа на рынок, постоянной потребностью клиентов в услугах клининга и невысокой рентабельностью бизнеса, что компенсируется выполнением заказов на крупных площадях», — говорит представитель маркетингового портала bsmarket Алла Пашкова. По данным участников рынка, рентабельность клининговых услуг всегда была на уровне 10-15%, и как таковой отсутствовал запас доходности по стоимости клининговых услуг.

Представитель компании «Примекс» Ольга Гущина также утверждает, что клининговый бизнес, несмотря на кризис, по-прежнему развивается динамично, поскольку клиенты все больше нуждаются в профессиональном уходе за их недвижимостью. «По сравнению с I кварталом прошлого года с начала 2009-го наш оборот вырос в 2,5 раза», — сообщила она BFM.ru, добавив, что компания сейчас также планирует расширение присутствия на рынке за счет приобретения новых активов и увеличения портфеля заказов.

Однако Алла Пашкова в интервью BFM.ru предположила, что в нынешних условиях вероятно снижение темпов роста рынка клининга. Причина — снижение спроса со стороны бизнес-структур, в первую очередь, ситуация с вводом в строй новых девелоперских проектов в сфере торговой, офисной, гостиничной и развлекательной недвижимости. «Последствия кризиса уже начали проявляться в том, что некоторые из крупных корпоративных заказчиков задерживают платежи, — также призналась она. — На кризис первыми отреагировали торговые фирмы, которые уже подняли цены на химические средства. В этой связи компании по уборке помещений вынуждены пересматривать договоры о сотрудничестве с корпоративными клиентами на следующий год в сторону повышения оплаты услуг».

Выводы эксперта подтверждают и отчет одного из ведущих игроков рынка — «Ронова Клининг». По сравнению с I кварталом 2008 года продажи за первые три месяца этого года сократились на 30%. «Кризис коснулся практически всех отраслей нашей экономики, не обошёл он стороной и индустрию чистоты. Клиентов в сложившихся условиях становится меньше. Связано это, прежде всего, с уменьшением объёмов убираемых площадей из-за остановки строительства объектов коммерческой недвижимости», — говорит генеральный директор компании Маргарита Авдеева.

«Тем компаниям, которые привыкли добывать клиентов путём демпинга или так называемых ценовых войн, придётся либо уйти с рынка, либо пересмотреть принципы работы. Высокодоходными являются спецработы, от которых в данное время многие из клиентов отказываются, объясняя это уменьшением расходов или создавая собственные службы уборки», — говорит Маргарита Авдеева. В ответ в компании «Ронова Клининг» уже разработали ряд антикризисных решений, в том числе сокращенный график ежедневной комплексной уборки, снижение клинингового контракта за счёт уменьшения числа сотрудников на объекте и сокращения пакета услуг.

Алла Пашкова утверждает, что при этом потенциал развития российского рынка клининговых услуг, в том числе и московского, огромен. Для сравнения, объем рынка клининга в США за весь 2005 году составлял 66 млрд долларов. Несмотря на экономический кризис, российский рынок в 2009 году все же покажет рост, уверена она, правда, на прежние темпы рассчитывать не приходится. По итогам года он составит всего 7%. «Он будет зависеть, прежде всего, от двух факторов: ввода в эксплуатацию новых площадей нежилой недвижимости и доверия к клининговым компаниям как более эффективному решению», — уточняет она.

  Яна Милюкова



Bfm.ru, 2009-04-24
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить

Комментарии

Аналитика

 За год в Калининграде спрос на бытовые услуги вырос на 34%. В Калининграде спрос на бытовые услуги за год вырос на 34%. Об этом сообщают аналитики «Авито» в...

 Миллениалы больше других офисных работников обеспокоены гигиеной в офисе. Становится все более очевидным, что чистота и гигиена на рабочем месте — уже не просто приятное...

 Чистота рук влияет на работу компаний. Исследование, проведенное компанией Essity и торговой маркой Tork, доказало, что чистые руки могут...