Новости Аналитика Мероприятия по клинингу Клининговые компании Службы дезинфекции Учебные центры О проекте
**

Чистая работа

Чистая работаКлининг - рынок аутсорсинга. Поэтому сейчас, когда все ищут пути снижения издержек, те, кто работает на рынке чистоты, заключают новые договора и развивают дополнительные направления.

Вопрос количества
Конечно, экономическая ситуация отразилась и на рынке клининга. Так, резкое падение производства на ГАЗе, обслуживанием которого занималась “Фабрика чистоты”, ударило по этой компании. По словам гендиректора ГК “Фабрика чистоты” Сергея Шухрина, в их объемах работы ГАЗ занимал почти половину. Но благодаря второй половине, куда входят более устойчивые, как оказалось, пищевые и торговые компании, объемы в целом у группы компаний снизились на 20—25%. В итоге штат пришлось сократить с 4 тыс. до 2,5 тыс. человек. “Количество клиентов у нас не уменьшилось, — рассказал “Бирже” Сергей Шухрин, — а количество вновь заключаемых договоров даже увеличилось. Потому что аутсорсинг — первый пусть к экономии. Это доказано столетним мировым опытом. Менеджеры, которые грамотно подходят к снижению затрат на своем предприятии, уменьшают объемы заказов, количество убираемых площадей, периодичность. Но есть и те, кто пытается снизить расценки на клининговые услуги. Однако они и так существуют на 1—2% рентабельности. Уклоняться же от налогов, переходить на черную наличку, чтобы платить за эти услуги, мы никому не рекомендуем”.

Плюсы передачи уборки на аутсорсинг перечислила исполнительный директор ООО “Мойдодыр” Елена Лапшова. Это сокращение специалистов низшего звена, экономия на заработной плате и налогооблагаемой базе. Закупку оборудования и химии клининговая компания берет на себя, к тому же использование спецпрепартов и техники значительно увеличивает срок службы напольных покрытий. Профессиональный уборщик выполнит ту же работу качественно, быстро, незаметно для посетителей.

“Снижения объемов заказов мы сумели избежать, четко проговаривая с заказчиком, за что он платит деньги, — рассказал директор ГК “Чистые технологии” Александр Саратовцев. — Но еще сохраняется спад в объемах продаж самой продукции по наведению и поддержанию чистоты. Они сократились почти вдвое”.

“Клиентов меньше не стало, — подтверждает начальник торгового отдела компании Seilor Vesta Павел Макаров, — но, к сожалению, уменьшилась их платежеспособность. Мы вынуждены дольше ждать оплаты за выполненные работы. Звонков от частников стало на 10—15% меньше, но их доля в наших объемах невелика”. По оценкам директора ООО “Чистый дом” Светланы Шишаковой, частный рынок просел на 20%. Здесь люди либо совсем отказываются от услуг, либо по-прежнему берут полный набор.

Небольшая компания ООО “Аврал” специализируется на послеремонтной и послестроительной уборке квартир, малых и средних офисов. У директора компании Дениса Никитина заказы расписаны на три недели вперед. “Нет ощущения, что стали меньше строить, говорит он. — А кроме того, в кризис одни компании съезжают из офисов, другие въезжают. В этот момент мы как раз и нужны. Никто не отменял сезонные уборки весной и осенью. Придет весна, и перед Пасхой телефон опять будет “разламываться” от звонков с просьбой помыть окна. Но что серьезно изменилось, так это стоимость клининговых услуг на тендерах. Когда тендер организует какой-нибудь крупный заказчик, все демпингуют и сильно сбивают цену. Если раньше там “послестрой” был по 50—60 руб. за кв. м, то сегодня он порядка 30 руб. Поэтому в тендерах сейчас стараемся не участвовать”.

Путь оптимизации
Клининговые компании и сами озабочены снижением издержек. Но не за счет снижения зарплат работникам. Как сказал Павел Макаров, “если будем уменьшать зарплату людям, снизится качество их работы, а значит и потребность в нас”. На “Фабрике чистоты” бережливости обучались еще вместе с ГАЗом. Сейчас в каких-то технологиях перешли на более дешевую химию, в каких-то, напротив, на более дорогую, концентрированную, но выгодную при приготовлении рабочих растворов. “Сейчас важно научиться быстро перестраиваться под клиента, — считает Сергей Шухрин. — Поэтому наш учебный центр продолжает обучение персонала. Готовим новую программу психологических тренингов для тех, кто работает в кабинетах руководителей высшего звена. От того, как уборщица заходит, здоровается, общается, также зависит решение о продлении контракта с нашей компанией”.

В “Чистом доме” пытались перейти на более дешевые моющие средства, но вернулись к проверенным. “Дешевый инвентарь служит месяц, а дорогой — четыре года. С дешевой химией не достичь нужного результата”, — считает Светлана Шишакова. “Что действительно серьезно снижает издержки, так это переход на новые технологии, — уверен Александр Саратовцев. — И тогда там, где работало десять человек, будут работать восемь”. В ООО “Мойдодыр” провели оптимизацию технологических процессов, высвободившийся персонал определили на вновь появившиеся объекты. “Это позволило избежать сокращения штатов и зарплат. Но что ни в коем случае нельзя снижать, так это качество работы. Иначе клиенты уйдут к конкурентам”, — сказала Елена Лапшова.

По оценкам участников рынка, местные клининговые компании работают успешнее, чем представительства московских. С этим согласилась и представитель “Ронова клининг” в Нижнем Новгороде Екатерина Тимофеева. По ее словам в регионах у “Ронова клининг” существенно сократились объемы заказов, в Нижнем остались мелкие объекты. Александр Саратовцев отмечает, что импортные клининговые компании, умеющие выстраивать бизнес-процессы на расстоянии, в Россию еще не пришли. А столичным сетевым игрокам эту работу выстраивать сложно. По общему мнению, количество компаний на этом рынке и в кризис продолжает расти, усиливается специализация.

В новом качестве
Итак, клининговые компании ищут новые формы работы. Сергей Шухрин в марте возглавил некоммерческое партнерство “Профессиональное объединение клининговых компаний Приволжского региона”. “Цель этого объединения — продвижение качественного и законного клининга”, — сказал он. “Чистый дом” делает акцент на продвижение своих услуг в Интернете. “Мойдодыр” осваивает новое направление — услуги по организации корпоративного питания, поставка продуктов, административное управление компанией. В Seilor Vesta получили лицензии на новые виды услуг — озеленение, благоустройство и даже строительно-монтажные работы. Под новые направления набирают персонал в “Чистых технологиях”. “Мы пойдем на частный рынок, — говорит Александр Саратовцев. — Грамотно выстроенный бизнес в этой сфере может дать хорошую прибыль. Перспективен индустриальный клининг. Умные управленцы уже понимают, что предприятие не может быть эффективным, если чумазые рабочие будут работать в грязных цехах. И заказов на уборку предприятий становится больше. Схема, работающая при уборке коммерческой недвижимости, здесь не подходит. Требуется другая химия, другой инструментарий”.

“Чистые технологии” также приобрели права на тематический интернет-портал, который планируется сделать информационным центром нижегородского клининга. К выставке “Технологии чистоты”, которая пройдет 16—18 сентября, компания выпускает первый номер газеты “Хозяйственный отдел”. Ее целевая аудитория — внутренние хозяйственные службы компаний, клининговые компании, все, кому интересна чистота. “Я понимаю, что, не вложив деньги в развитие этого рынка в целом, не смогу рассчитывать на серьезные объемы работы в этой сфере. Нужно растить рынок клининга и конкурировать за свое место на нем”, — считает Александр Саратовцев.

  Ольга Чупаненко



R52.ru, 2009-09-15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить

Комментарии

Аналитика

 За год в Калининграде спрос на бытовые услуги вырос на 34%. В Калининграде спрос на бытовые услуги за год вырос на 34%. Об этом сообщают аналитики «Авито» в...

 Миллениалы больше других офисных работников обеспокоены гигиеной в офисе. Становится все более очевидным, что чистота и гигиена на рабочем месте — уже не просто приятное...

 Чистота рук влияет на работу компаний. Исследование, проведенное компанией Essity и торговой маркой Tork, доказало, что чистые руки могут...