Новости Аналитика Мероприятия по клинингу Клининговые компании Службы дезинфекции Учебные центры О проекте
**

О конкуренции в сфере ЖКХ и о проблемах управляющих компаний в Казани

Несмотря на то, что бизнес относительно недавно пришел в сферу ЖКХ Казани, он уже успел натолкнуться на серьезные проблемы. Об этом Радик Халиуллин (директор ООО "УК «Гранит-Дом»") рассказал журналистам.

Некоторое время назад владельцы квартир в нескольких домах, расположенных в центре Казани решили поменять свою управляющую компанию на «Гранит-Дом», что повлекло за собой разбирательство в суде, о чем и напомнили журналисты, спросив, могут ли владельцы квартир выбирать управляющую компанию, и есть ли на рынке ЖКХ конкуренция. В ответ на этот вопрос Радик Халиуллин рассказал о том, что на сегодняшний день рынок по большой части находится во власти мегакомпаний. А также о том, что согласно Градостроительному и Гражданскому кодексу владельцы квартир могут организовывать собрания жильцов, на которых с помощью заочного или очного голосования может быть выбрана та или иная форма управления: например, ТСЖ, УК или же собственники квартир, расположенных в доме, могут сменить УК.

Директор ООО «УК «Гранит-Дом» отметил, что его компания была создана именно для того, чтобы предоставить гражданам альтернативу крупным организациям в сфере ЖКХ. Ведь многие на практике убедились, что такие гиганты часто не успевают оказывать самые необходимые услуги, и в итоге население в виде протеста начинает оплачивать жилищные и коммунальные услуги несвоевременно. Такая ситуация вызывает нарастание недовольства и может даже привести к социальному взрыву. Именно поэтому конкуренция столь необходима. Если УК будет много, то у населения появится возможность выбора.

Радик Халиуллин отметил также, что проблема жителей упомянутых домов до сих пор не решена. В настоящий момент процесс идет в арбитражном суде. Компания обжаловала поспешное решение суда Вахитовского района, который решил, что протокол собрания жильцов, в ходе которого было принято решение сменить управляющую компанию, недействителен. Теперь слушание будет проходить в Верховном суде.

Радик Халлиулин сказал, что по его данным, жильцы довольно часто хотят сменить свою УК. К нему, как к члену совета «Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ», обращаются предприниматели, желающие работать в сфере ЖКХ. Но монополисты очень неохотно отдают им дома.

Радик Халлиулин насчитал около 20 перспективных организаций, начинающих работать на данном рынке. Часть из них создали УК, а другая часть работает в виде ТСЖ. Многие застройщики перед тем, как сдать новые дома, тоже создают свои УК для обслуживания новостроек. По такой схеме эффективно работает строительная компания «Унистрой».

В Казани много мегакомпаний: взять, к примеру, УК Приволжского, Вахитовского, Московского и Савиновского района. В прошлом они были ЖЭУ, районными ДЕЗами, прекратившими свое существование в 2005 году. На их базе были открыты ООО. Радик Халлиулин подчеркнул, что с юридической точки зрения его компания ничем от них не отличается.

Чтобы выйти на рынок ЖКХ необходимо иметь большой опыт работы в строительстве и в сфере ЖКХ. Финансы также очень важны, ведь для того, чтобы УК могла эффективно работать, ей необходима хозяйственная база, офис, программное обеспечение. Потребуется создать целую инфраструктуру, которая будет качественно обслуживать дома. работать в организации могут собственные кадры, или же подрядчики. Они должны быть обеспечены инструментами и спецодеждой. Для того чтобы убирать территории понадобится спецтехника. Таким образом, стоимость вложений велика, но с ростом количества домов на обслуживании бизнес становится окупаемым.

Что же касается кадрового вопроса, то не смотря на то, что в наши дни нововведения появляются в данной сфере бизнеса регулярно и довольно часто, мало кто проводит обучение работников. В прошедшем году Рустем Минниханов (президент республики) порекомендовал обучать специалистов сферы ЖКХ в образовательных учреждениях региона. Радик Халлиулин сказал, что получил недавно приглашение на семинары, которые проводятся для руководителей, их заместителей, а также тех, что будет вести бухгалтерию предприятия. Но ему хотелось бы, чтобы это движение пошло дальше: чтобы обучать стали не только руководство, но и обслуживающий персонал. Ведь заработная плата таких работников невысока, отсюда и постоянная текучка кадров. Причина в том, что тарифы на жилищные услуги устанавливаются комитетом по тарифам на самом минимуме. Жители получают небольшие зарплаты, и с этой точки зрения низкие тарифы оправданы. Но с другой стороны, это ухудшает качеств обслуживания.

В этом году опять были сильные снегопады, но дороги приводили в порядок, за что нужно поблагодарить власти. А вот за придомовыми территориями должны следить управляющие компании. Но если посчитать установленные тарифы на уборку, выйдет, что дворник получает около 4 000 – 5000 рублей за уборку одного дома (в центре города, где построены малоэтажные дома). И это очень маленькая зарплата, мало кто согласится за нее работать. Радик Халлиулин отметил, что иногда им удается договориться с собственниками, чтобы те увеличили плату. В других же случаях приходится оптимизировать работу: нанимать технику, группу работников по трудовому договору, которые будут сразу убирать несколько домов. Обучать сотрудников, по словам директора ООО «УК «Гранит-Дом», нужно. Но стоит такое обучение для одного сотрудника (которое длится 10 дней) примерно 7 000 руб. И взять эти деньги неоткуда, ведь те 2 рубля 38 коп. с одного квадратного метра, которые платят жильцы, полностью уходят на зарплату. А накопительный фонд при этом минимален.

Компании стоят перед выбором: или обучать персонал, или окупать технику и вложенные в бизнес средства. И хорошо, когда собственники понимают положение и убеждают других жильцов в том, что необходимо ввести оплату расходов УК отдельной строкой. Есть и такие жильцы, которые категорически против этого. Но все же большинство собственников — люди понимающие и здравомыслящие, делают выбор в пользу качественного обслуживания домов.

Рассказал директор УК и о взаимоотношениях с энергокомпаниями. Он отметил, что отношения складываются нормальные, в том случае, если все своевременно согласуется. Хоть существующие тарифы можно считать кабальными, но при этом энергокомпании довольно неплохо проводят разъяснительную работу. Проблема же лежит в противоречивости документов, которые регулируют сферу работы ЖКХ. Например, на сегодняшний момент начислять плату за отопление позволено только в зимний период. И зимой сумма в платежках вырастает. В итоге осилить ее может не каждый, особенно тяжело приходится пенсионерам. При этом летом платить ничего не нужно. Но ведь пенсионеры каждый месяц получают одинаковую пенсию, поэтому зимой оплачивать счета им очень тяжело. И, по мнению Радика Халлиулина, было бы лучше, если бы оплата разбивалась на все 12 месяцев, а потом происходил перерасчет.

Также он рассказал о том, что у УК случаются проблемы с надзирающими органами. И привел пример того, как сложно убирать сосульки с крыш. Ведь днем часто бывает оттепель, а заморозки — ночью. От этого сосульки образуются очень быстро. Подрядчики берут до 20 рублей за 1 квадратный метр уборки снега. Бригаде, которая будет сбивать сосульки нужно заплатить за один раз примерно 4 000 – 5 000 рублей. К тому же, сейчас недостаточно подрядчиков и промышленных альпинистов, которые были бы способны, соблюдая все нормы безопасности, работать на крышах и убирать сосульки и снег. Поэтому необходимо подготавливать график работы. Но случается так, что управляющая компания договаривается с рабочими, чтобы те сбили сосульки после обеда. Но нередко бывает и такое, что до обеда приезжает инспекция, видит сосульки, фотографирует их, и штрафует фирму на 15 000 рублей.

Но штрафами мало чего можно добиться. Ведь управляющие компании оплачивает работу бригады из платежей жителей (а эти платежи поступают нерегулярно и неравномерно). Следовательно, ресурсы всегда ограничены. Радик Халлиулин недоумевает по поводу того, что в таком случае получается, что фирма те накопленные деньги, которые можно было бы отложить на замену труб и другие работы, должна отдать в виде штрафа. Поэтому штрафы нисколько не улучшат ситуацию. И из-за таких репрессий все могут уйти с рынка и в итоге столь желанной конкуренции не будет.

К тому же он отметил, что ни послабления, ни ужесточения требований к управляющим компаниям не нужны. Необходимо просто проработать эффективную систему взаимоотношений. Сейчас рынок ЖКХ уже готов к изменениям, но проводить их необходимо аккуратно и не торопясь. Ведь в этом сегменте рынка оказываются социально значимые услуги. Зачем же нагнетать обстановку? Наоборот, жителей необходимо успокаивать и прививать им правильный подход к решению данных вопросов. Очевидно, что чем раньше человек осознает, что он является собственником, тем быстрее улучшатся отношения между жильцами и управляющими компаниями.

Но в целом, по мнению Радика Халлиулина, на сегодняшний день уже создали систему контроля над управляющими компаниями, и хотя надзирающих органов много, они начинают относиться к компаниям с пониманием.

Директор ООО «УК «Гранит-Дом» рассказал и о том, насколько равноправны отношения между управляющими компаниями и населением. Он отметил, что их компания организовала отдельный учет каждого дома, поэтому долги не перекидываются с одного дома на другой, поступления и расходы четко отслеживаются. Раз в три месяца собирается инициативная группа старших по дому. Перед ними компания отчитывается о результатах финансово-хозяйственной деятельности. В случае, если остаются какие-либо деньги, то их будущее расходование обсуждается с инициативной группой, инженеры и специалисты компании советуют, на что их лучше потратить. Согласно требованию закона, компания каждый год должна выставлять свои отчеты на сайте. Кроме этого проводятся собрания. По каждому дому ведется ежеквартальная отчетность.

Управляющей компании проще работать, если она встречает активных собственников, беспокоящихся о состоянии их дома. В таком случае счета оплачиваются регулярно, труд дворника жители уважаются, и дом поддерживается в нормальном состоянии. Радик Халлиулин рассказал о недавно случившейся истории. На днях к ним обратился старший по находящемуся в их управлении дому и предложил от имени жильцов поставить ограждения, чтобы во дворе не оставляли посторонних автомобилей. Компания с удовольствием согласилась с этим предложением. Были подняты документы, в которых указаны границы дома, все определили, и уже на следующей неделе будет собрана рабочая бригада. Есть и такие жильцы, которые занимаются демагогией. Но, по мнению Халлиулина, мегакомпании сами провоцируют людей на такое поведение постоянной путаницей в документах, необоснованными начислениями и т. д. Кроме того, используемая УК программа по начислению счетов-фактур (НТЦ «Лайн»), еще слишком сырая. И хотя многие города страны уже перешли на единый платежный документ, но Казань еще не перешла.

Также Халлиулин рассказал о своей компании. Кабинет министров Татарстана в апреле 2010 подписал постановление «О мерах по развитию конкуренции в сфере управления многоквартирными домами», а в начале 2011 года была создана его УК. До этого специалисты УК «Гранит-Дом» работали в других профильных организациях, выполняли капитальный и текущий ремонт, благоустраивали дома. Поэтому, когда они сами вышли на рынок, у них уже был опыт работы, им была известна методика работы, контроля, взаимоотношений с клиентами и контрагентами. В текущем году в «Гранит-Доме» готовятся участвовать в «Лизинг-гранте», чтобы приобрести погрузчик, который облегчить работу дворников по уборке снега. Пока такое оборудование приходится арендовать.

В их управлении находится семь домов в Вахитовском районе (что составляет примерно 26 000 квадратных метров). Значительная часть домов (около половины) была построена еще в 1960-х годах. Строительные конструкции и коммуникации в таких зданиях сильно изношены. Поэтому иногда расходы по содержанию дома оказываются выше, чем суммы собираемых по существующим тарифам ЖКХ денег. Поэтому необходима государственная программа по капитальному ремонту, аналогичная той, что хорошо себя показала в предыдущие годы. Пока же жителям подлежащих капитальному ремонту домов придется набраться терпения. В УК «Гранит-Дом» надеются на то, что смогут улучшить ситуацию.
© Uborka.su, 2012-04-06

Вернуться назад
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить

Комментарии

Аналитика

 За год в Калининграде спрос на бытовые услуги вырос на 34%. В Калининграде спрос на бытовые услуги за год вырос на 34%. Об этом сообщают аналитики «Авито» в...

 Миллениалы больше других офисных работников обеспокоены гигиеной в офисе. Становится все более очевидным, что чистота и гигиена на рабочем месте — уже не просто приятное...

 Чистота рук влияет на работу компаний. Исследование, проведенное компанией Essity и торговой маркой Tork, доказало, что чистые руки могут...