Новости Аналитика Мероприятия по клинингу Клининговые компании Службы дезинфекции Учебные центры О проекте
**

В скором времени работодателей могут обязать платить налог за «лишних» трудовых мигрантов

Некоторое время назад Законодательным cобранием Санкт-Петербурга была выдвинута инициатива, согласно которой компаниям-работодателям, в штате которых более трети составляют работники-мигранты, не имеющие ни специального образования, ни опыта работы, предлагалось платить повышенный налог. Однако, как показывает опыт, осуществить такую идею на практике будет не так легко — с подсчётом конкретного количества занятых на том или ином российском предприятии мигрантов сразу же возникли затруднения. Инициатором повышения налогов с компаний, которые нанимают в свой штат свыше 30% неквалифицированных иностранных рабочих, выступил депутат петербургского ЗакСа от «Единой России» Виталий Милонов, хорошо известный многочисленными скандальными заявлениями. Однако предложение депутата тогда поддержали 30 из 50 голосовавших депутатов парламента Санкт-Петербурга.

Против данной инициативы выступили всего 13 человек. Суть предложения депутата Милонова состояла в том, чтобы ставку налога на прибыль, которая на сегодняшний день в России составляет 20%, увеличить на 10% для тех работодателей, чей штат окажется укомплектован более чем на треть неквалифицированными сотрудниками, приехавшими из других государств. Таким образом, ставка налога на прибыль для них вырастет до 30%. Согласно новому законопроекту, налог будет распределяться следующим образом:

в федеральный бюджет пойдёт 2% от суммы налога;
в бюджет региона будет перечислено 18%;
в бюджет города, где зарегистрирована компания-налогоплательщик, будут поступать те дополнительные 10%, которые депутаты предлагают взимать с нанимателей «лишних» трудовых мигрантов

Одобренный депутатами во втором чтении законопроект теперь поступит на рассмотрение на федеральном уровне. В случае одобрения данной законодательной инициативы Государственной Думой РФ, новый закон может вступить в действие не только на территории Санкт-Петербурга, но и во всей Российской Федерации.

По словам депутата Милонова, под действие нового закона подпадают, прежде всего, клининговые и строительные компании, жилкомсервисы и торговые организации. По его мнению, отказ от использования труда иностранных граждан российскими компаниями не должен нанести ощутимого ущерба отечественной экономике, в то же время закон даст возможность компенсировать финансовые потери. Депутат напомнил также, что заработанные мигрантами средства, как правило, отправляются последними на родину и не возвращаются в экономику нашей страны, что ослабляет отечественный бизнес. Налоговые дифференциации, считает депутат Милонов, должны подтолкнуть российских работодателей к пересмотру их рекрутинговой политики. И тогда главной проблемой останется только нежелание наших соотечественников работать за низкую зарплату.

Согласно данным издания «Деловой Петербург», сегодня подавляющее большинство работников в клининговых компаниях — это приезжие. Однако, главным образом, в клининговых компаниях трудятся граждане Украины и Белоруссии. Как рассказал изданию директор клининговой компании «Чистый дом» по развитию Владимир Пищик, приезжие из республик Средней Азии сейчас составляют в клининговых компаниях незначительный процент. Это обусловлено желанием клиентов — как юридических, так и физических лиц, 80% которых просят направлять к ним для работы бригады, состоящие из работников славянских национальностей. Мигранты из Средней Азии, как правило, заняты на работах по так называемой поддерживающей уборке в банках, магазинах, торговых комплексах. По словам Владимира Пищика, в течение семи лет работы в этом бизнесе он лично имел возможность убедиться в том, что азиатские рабочие плохо понимают специфику работы со сложными химикатами, кислотными растворами и прочими опасными веществами. Поэтому им опасно доверять подобные работы.

Как правило, трудовых мигрантов, независимо от того, откуда они прибыли в Россию — из Средней Азии, Белоруссии или Украины — оформляют не непосредственно в штат той или иной компании, а, например, используя рекрутинговую компанию в качестве посредника, либо по подрядному договору. Не говоря уже о тех случаях, когда работники вообще не оформляются официально и получают «зарплату в конвертах». В своём интервью «Деловому Петербургу» генеральный директор клининговой компании «Бриллиант Груп» Эдуард Сакаев рассказал, что его компания старается привлекать к работам мигрантов лишь в крайних случаях. Под законопроект Милонова, по его словам, на российском рынке клининговых услуг сегодня подпадает максимум 30% всех компаний, занятых в этой отрасли.

Одной из нынешних тенденций на этом рынке, считает Эдуард Сакаев, является готовность большинства клиентов переплатить только за то, чтобы обслуживать их объект поставили местных работников. Что касается управляющих компаний и жилкомсервисов, то здесь вообще отказываются признать, что принимают на работу мигрантов. Так, например, в управляющей компании «ПромИнвест», которая обслуживает жилкомсервисы Кировского (№1), Красногвардейского (№1) и Центрального (№2) районов утверждают, что не берут на работу иностранных граждан. По словам представителя компании, все работники УК «ПромИнвест» состоят в штате этой организации. На всех, от администрации до дворников, здесь оформлены трудовые книжки, согласно ТК — как того требует законодательство РФ.

Как сообщает агентство HeadHunter, по официальным данным, 63% российских компаний вообще не прибегает к найму иностранной рабочей силы из стран СНГ. При этом в 37% компаний признают, что нанимают трудовых мигрантов, так как у них существует нехватка кадров. По словам Юлии Сахаровой, возглавляющей компанию «HeadHunter Северо-Запад», сегодня в Петербурге приходится не более двух резюме на каждую открытую вакансию в сфере строительства. Основные области, в которых сейчас предлагаются рабочие места для мигрантов, — это строительство, жилищно-коммунальная сфера, торговля, сельское хозяйство. Их также нанимают водителями, комплектовщиками, обслуживающим персоналом на автомойки.

Поиск иностранных рабочих для своих предприятий компании осуществляют по-разному. Большинство работодателей предпочитают нанимать работников напрямую, осуществляя их поиск без посредников, в основном, через собственные связи и знакомых. Всего 8% работодателей на сегодняшний день пользуются для этих целей услугами специализированных кадровых агентств. Если предлагаемый депутатом Милоновым закон будет принят, те компании, в чьём штате официально числится свыше 30% иностранных рабочих, станут изобретать обходные пути, в целях экономии своих затрат, считает Юлия Сахарова. Например, всегда можно открыть дополнительное юридическое лицо, чтобы перевести мигрантов из своего штата в штат новой организации, тем самым, сохраняя 30-процентный порог их штатной численности. Есть и другой вариант — номинально принимать в штат российских граждан, предоставляя мигрантам возможность работать по их трудовым договорам.

При разработке законопроекта Милонова, его согласовывали с Комитетом по финансам и налоговой службой. В то же время, как выяснилось, со специалистами петербургского отделения УФМС России проект согласовывать не стали. Как считают авторы законопроекта, этого не требуется для успешного функционирования нового закона. Как рассказали журналистам в УФМС по Петербургу, в задачи данного ведомства входит учёт внешней трудовой миграции как таковой. Однако, как признались чиновники, точные сведения о том, какой процент составляют мигранты от общего числа работников в штате той или иной организации, их ведомство вряд ли сможет предоставить. В случае необходимости, на то, чтобы собрать такого рода информацию, по их словам, УФМС потребуется не меньше недели. Кроме того, в УФМС по Петербургу заявили, что впервые слышат о предложенном депутатом Милоновым законопроекте.

Предположительно, в налоговые органы информацию о количестве занятых в компании мигрантов придётся подавать самому работодателю. В случае предоставления сведений, не соответствующих действительности, работодатель может понести наказание в виде штрафа. Судя по всему, предлагаемое депутатами нововведение может стать основанием для дополнительной бумажной волокиты. Более того, согласно предложению Милонова, показатели будут учитываться за год. Иными словами, процент оформленных в компании неквалифицированных иностранных рабочих будет высчитываться только раз в году.

По словам депутата петербургского Законодательного собрания Алексея Ковалёва, для того чтобы закон действительно работал, с точки зрения статистического учёта, требуется ужесточение законодательства в целом. Данная инициатива будет бесполезна, если, например, норма, требующая, чтобы мигрант в течение трёх месяцев не мог вернуться в Россию, если им не было получено соответствующее разрешение на работу, не будет неукоснительно выполняться. По мнению депутата Ковалёва, на территории Российской Федерации лучше всего полностью запретить использование иностранной рабочей силы.

Ситуацией с трудовыми мигрантами занималось также Министерство труда. Значительно облегчили привлечение иностранной рабочей силы для работодателей последние три приказа, выпущенные Минтрудом. Отныне квоты на трудоустройство иностранных рабочих компаниям будут выдавать в течение всего года, в то время как до этого подать заявку на квоты работодатель имел право только один раз в год.

Согласно информации Комитета миграционного контроля г. Санкт-Петербурга, в Северную столицу въезжают от 200 до 300 тысяч трудовых мигрантов ежегодно. По количеству зарегистрированных мигрантов Петербург занимает первое место по России, обогнав при этом даже Москву. Согласно сведениям за прошлый год, предоставленным Натальей Денисенко, возглавляющей петербургское управление Федеральной службы судебных приставов, порядка 500 тысяч мигрантов проживало в 2013 году в Петербурге. В нынешнем году в Петербурге квота по найму на работу мигрантов составляла 136 тысяч рабочих мест. Это на 13% меньше петербургской квоты 2013 года. Больше всего мест для работы мигрантов, согласно данной квоте, предлагается в сфере ЖКХ, строительства, транспорта, торговли и связи.

Как считают эксперты, из всей массы нанимаемых на работу мигрантов, квалифицированные работники составляют не более 10%, при этом в Петербурге средняя зарплата неквалифицированного иностранного рабочего находится в пределах 10 тысяч рублей. Таким образом, можно подсчитать общий объём затрат на оплату труда мигрантов. В 2014 году, по подсчётам специалистов, петербургские работодатели потратят свыше 16 миллиардов рублей на выплату зарплат трудовым мигрантам. При этом на зарплаты неквалифицированным мигрантам уйдёт около 14,5 миллиардов рублей.

Следует заметить, что инициатива депутата Милонова не является первой законодательной инициативой в данной сфере. В течение последнего года разнообразные предложения по усовершенствованию законодательства и налоговой системы в сфере регулирования трудовой миграции предлагались неоднократно. Так, в апреле прошлого года депутатами Алексеем Журавлёвым и Сергеем Жигаревым было внесено предложение сажать в тюрьму тех работодателей, кто принимает на работу нелегальных мигрантов. Остальные депутаты данное предложение не поддержали.

В июне минувшего года по инициативе столичных властей законодатели рассмотрели проект, согласно которому, с каждого работодателя предлагалось ежемесячно взимать по 1 тысяче рублей за каждого принятого на работу мигранта. Из средств, собранных таким образом, предлагалось сформировать специальный фонд в помощь мигрантам, изучающим русский язык, а также для оплаты их срочного лечения. По данному предложению в настоящее время готовится соответствующий законопроект. В августе прошлого года депутаты Госдумы от партии ЛДПР Игорь Лебедев и Ярослав Нилов выступили с предложением обязать работодателей, у которых были замечены в штате нелегальные мигранты, оплачивать из своего кармана депортацию этих мигрантов на родину. Соответствующий законопроект будет в ближайшее время рассматриваться Госдумой.

В планы Госдумы также входит рассмотрение законопроекта, авторами которого являются депутаты Алексей Журавлёв и Сергей Жигарев от партий «Единая Россия» и ЛДПР, соответственно. Согласно этому законопроекту, поступившему в сентябре 2013 года, предлагается принимать в школы и детские сады детей мигрантов только в тех случаях, если их родители могут представить документ, удостоверяющий, что они являются российскими налогоплательщиками. Впрочем, этот законопроект Общественная палата считает неконституционным. В октябре прошлого года мэром Москвы Сергеем Собяниным было предложено вменить в обязанность работодателей компенсировать все дополнительные расходы, которые несёт по содержанию мигрантов город. Соответствующий законопроект был принят депутатами в первом чтении.

В декабре 2013 года лидером ЛДПР Владимиром Жириновским было выдвинуто предложение обложить отправляемые мигрантами денежные переводы соответствующим налогом, а также взимать плату с женщин, имеющих иностранное гражданство, за роды на территории России. Однако до внесения на рассмотрение в Госдуму такого законопроекта дело не дошло. В январе текущего года в силу вступил федеральный закон, согласно которому, на налоговый учёт должен встать каждый иностранный гражданин, который обращается за разрешением на работу или патентом. В марте 2014 года Общественной палатой было рекомендовано введение специальной поквартальной формы налогового учёта для мигрантов 5-НДФЛ. Однако российскими законодателями данные рекомендации были отклонены.
© Uborka.su, 2014-04-01

Вернуться назад
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить

Комментарии

Аналитика

 За год в Калининграде спрос на бытовые услуги вырос на 34%. В Калининграде спрос на бытовые услуги за год вырос на 34%. Об этом сообщают аналитики «Авито» в...

 Миллениалы больше других офисных работников обеспокоены гигиеной в офисе. Становится все более очевидным, что чистота и гигиена на рабочем месте — уже не просто приятное...

 Чистота рук влияет на работу компаний. Исследование, проведенное компанией Essity и торговой маркой Tork, доказало, что чистые руки могут...