Новости Аналитика Мероприятия по клинингу Клининговые компании Службы дезинфекции Учебные центры О проекте
**

Как развивается отрасль в России

Рынок клининговых услуг в нашей стране относительно молодой. Тем не менее, если оглянуться на уже двадцатилетнюю историю его становления, невозможно не заметить, как новое для России направление за эти годы превратилось из робкого дебюта горстки энтузиастов в полноценный процветающий бизнес. По всей России возникли и успешно работают многочисленные компании, многие из которых имеют по нескольку филиалов в разных регионах страны.

В обществе также произошли серьёзные изменения. Растёт востребованность и престижность профессии клинера, а во многих вузах в настоящий момент осуществляется подготовка специалистов по специальности «менеджер по клинингу». Коренным образом изменилось и техническое оснащение самих клининговых компаний. В их арсенале сегодня новейшие химические средства и инновационное техническое оборудование.

Несмотря на то, что профессия линейного клинера, как сегодня называют традиционного уборщика, пока не требует специального образования, к сотрудникам клининговых компаний в наши дни предъявляются серьёзные требования,среди которых техническая осведомлённость и умение разбираться в химических средствах. Кроме того, предполагается, что современный клинер работает быстро и бесшумно. На смену традиционному образу уборщицы со шваброй и тряпкой приходит новый образ технически грамотного сотрудника клининговой компании.

Как считают в АРУК (Ассоциации российских уборочных компаний), профессиональная уборка сегодня – это, прежде всего, промышленный клининг. По словам генерального директора ассоциации Марии Бочковской, мелкие предприниматели, предлагающие в интернете услуги по уборке частного дома или квартиры, не могут рассматриваться большими клининговыми компаниями как серьёзные конкуренты, отметила она в интервью изданию «Известия». В России уборка отдельных домов или квартир – поле деятельности частников или маленьких фирм, которые продолжают работать по старинке. С другой стороны, именно эти предприниматели предлагают клиентам наиболее низкие цены на свои услуги.

Что касается владельцев частных квартир, то их как раз больше волнуют цены на рынке клининговых услуг, чем средства, которыми будут пользоваться клинеры – традиционной шваброй и тряпкой для мытья полов или окон, как это делают уборщицы, или новейшей уборочной техникой, обладателями которой являются сегодня крупнейшие российские компании. Для такого клиента, считает глава АРУК, принципиально важно только качество уборки и собственная безопасность – чтобы в квартире ничего ценного не пропало. В то время как крупные клининговые компании ориентированы, прежде всего, на более сложные задачи и большие объёмы работ.

Рубеж девяностых и нулевых можно считать временем бурного расцвета российского клининга. Этот расцвет совпал с массовым появлением в российских городах современных торгово-развлекательных комплексов и бизнес-центров. Одной из чисто российских особенностей, которые влияют на развитие клининговых услуг, являются обильные осадки и длительный зимний сезон, во время которого практически во всех регионах страны широко используются ещё и химические реагенты. Ещё одна специфическая особенность российского потребителя – любовь к коврам и ковровым покрытиям, создающим дополнительные проблемы при уборке.

Учитывая все сложности, возникающие с уборкой в российских условиях, даже крупные компании на сегодняшний день всё чаще отказываются содержать собственный клининговый отдел, а просто отдают данный вид работ на аутсорсинг профессионалам. Таким образом, услуги клинеров у нас всегда востребованы. Как рассказала Наталия Донец, глава отдела развития клининговой компании «Радник», их фирма работает на рынке клининговых услуг уже больше двадцати лет. Изначально компания ориентировалась на британские стандарты качества, а химические средства и оборудование они завозили из Англии. За прошедшие с тех пор двадцать лет компания «Радник» превратилась в огромный холдинг с множеством филиалов, разбросанных по разным регионам России. Компания имеет собственный центр обучения, в котором проходят профессиональную подготовку не только сотрудники «Радника», но и работники многих других российских компаний.

Как ни парадоксально, в обществе всё ещё существует немало негативных стереотипов относительно труда уборщика. Школьникам до сих пор внушают, что если они будут плохо учиться, им придётся всю жизнь «махать шваброй». При этом реестр Ассоциации российских уборочных компаний насчитывает сегодня более сотни только крупных клининговых компаний. Средних и малых предприятий в этой сфере больше на порядок. Однако официально в нашей стране, по словам Наталии Донец, профессии «клинер» как бы не существует. В то время как на той же поломоечной машине сможет работать далеко не каждый. А уж на «узких специалистов» в области клининга, таких как, например, мойщиков окон, штор, шлифовальщиков гранитных и мраморных покрытий, существует огромный спрос. Кроме того, такие специалисты получают весьма достойную зарплату.

Если в столицах понятие «уборщик» сегодня чаще всего связывается с иностранными рабочими – представителями южных республик, приезжающими в Россию на заработки, поясняет Мария Бочковская, то в регионах представителями профессии являются уже российские граждане. Растущая привлекательность профессии клинера обусловлена её доступностью, стабильность и лояльностью работодателя. Кроме того, здесь отсутствует ограничение по возрасту, что немаловажно. Однако имеются ограничения по здоровью, впрочем, как для любого физического труда.

Работник, нацеленный на рост и развитие, продолжает Наталия Донец, может сделать успешную карьеру практически в любой компании. Клининговые фирмы не являются исключением. В периоды кризисов 1998 и 2008 гг., продолжает она, их компания принимала на должность клинеров россиян, приезжавших из глубинки. Многие из них имели высшее образование. Эти люди, начинавшие как линейные клинеры, довольно быстро делали карьеру и занимали должность менеджера. Некоторые даже уходили в компании заказчиков на ещё более высокие должности.

Главное требование, которое предъявляется к уборщику практически в любой клининговой компании – быстрая и качественная уборка. Однако этого недостаточно. Среди дополнительных требований, которые предъявляются соискателям, имеются такие как, например, хорошее владение русским языком, соблюдение субординации и дресс-кода компании, часто предлагается пройти обучение на специальных курсах. В частности, на таких курсах, наряду с практическими сведениями по клинингу, иностранным работникам рассказывают про особенности российского менталитета и т. д.

Первый раз по окончании курса обучения новый сотрудник крупной клининговой компании выезжает на объект в сопровождении менеджера. Затем он работает в качестве помощника более опытного специалиста, после чего сдаёт экзамен на профпригодность. Только после этого его допускают к самостоятельной работе. Но и опытные сотрудники клининговых компаний всегда готовы к тому, что качество их работы будет проверяться руководящими специалистами. Сразу по окончании уборки на объект выезжает с проверкой менеджер. Это происходит ранним утром или поздним вечером. Главная цель такой проверки – своевременное выявление недостатков работы клинеров и принятие необходимых мер в случае их обнаружения. Кроме того, многие компании используют также видеонаблюдение за работой своих сотрудников.

Начиная с осени 2015 года в РосНОУ (Российском новом университете) начинают готовить специалистов высшего и среднего звена в сфере клининговых услуг. Пока будет произведён только коммерческий набор, однако, начиная с 2016 года , факультет бизнес-технологий в туризме этого университета планирует набор также на бюджетные места. Как пояснила декан указанного факультета Наталья Морозова, в университете собираются готовить главным образом топ-менеджеров клининговой отрасли. Факультет будет выпускать управленцев, владеющих передовыми технологиями экологически безопасной профессиональной уборки.

Качественный и экологичный клининг востребован сегодня всеми ведущими российскими клининговыми компаниями, и наиболее ожидаемые инновации должны появиться в химической отрасли. Огромный спрос существует на химические средства, которые могут легко отчистить любую поверхность, однако являются безопасными и не вызывают аллергии. По словам Наталии Донец, раньше подобного качества химические средства компания закупала за рубежом. Но в последние годы такие составы начали закупать в странах СНГ. Имеются также и отечественные поставщики. Более того, продукция отечественного производства сегодня по своему качеству зачастую превосходит импортные средства, так как, создавая химическое средство для российских компаний, российский производитель учитывает климатические условия нашей страны.

Вместе с тем в клининге относительно плохо приживаются новинки современной уборочной техники. Например, мытьё окон в бизнес-центрах осуществляется достаточно традиционными средствами. Хотя обычными тряпками в офисе окна уже не моют, прибегать к использованию специальной техники здесь тоже не спешат. Окна сейчас в России предпочитают мыть лёгкими швабрами, прикреплёнными к специальным штангам. Длина такой штанги может достигать 30 метров. Однако, когда речь идёт о работе на большой высоте, возникают проблемы. На Западе при очистке стеклянных фасадов высотных зданий уже давно применяют особых роботов. Насколько известно, в нашей стране подобного высокотехнологичного «помощника» пока никто приобрести не рискнул.

Обычным в работе клининговой компании является участие в конкурсах, которые проводятся на электронных торгах за заключение контрактов по обслуживанию различных объектов. По мнению специалистов из АРУК, участие в таких тендерах значительно осложняет прогресс в сфере клининга. Зачастую для победы в подобном конкурсе компания вынуждена демпинговать. Таким образом, в процессе торгов цены могут быть снижены даже на 80%, рассказывает Мария Бочковская. Фирма-однодневка, сбившая цену, часто заключает с заказчиком соответствующий контракт, получает аванс и исчезает навсегда.

Демпинг, процветающий на торгах, по мнению госпожи Бочковской, является сегодня главным сдерживающим фактором в развитии инноваций. И это касается не только области клининговых услуг. Для того чтобы приобрести качественное дорогостоящее современное оборудование, компания должна значительно повысить цены на свои услуги. А цены на рынке, которые формируются в процессе торгов, как правило, значительно и искусственно занижены. И это делает компанию, применяющую инновационную технику, практически неконкурентоспособной.

Решить эту проблему сегодня пытаются в АРУК, где ведётся работа над системой отбора компаний для участия в аукционах. Для того, чтобы получить допуск к торгам, компания должна будет представить отзывы своих прежних клиентов, организаторами аукциона будет изучаться опыт предыдущей работы каждой компании, ассортимент её услуг, штат сотрудников и т. д. Опробовать новую систему намерены на территории Москвы, и только затем распространить этот опыт на другие регионы России. Введение новой системы допуска к конкурсам призвано стать барьером на пути недобросовестных компаний, в арсенале которых дешевые химические средства из соседнего супермаркета, а уставной капитал не превышает нескольких десятков тысяч рублей.
© Uborka.su, 2015-07-29

Вернуться назад
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить

Комментарии

Аналитика

 За год в Калининграде спрос на бытовые услуги вырос на 34%. В Калининграде спрос на бытовые услуги за год вырос на 34%. Об этом сообщают аналитики «Авито» в...

 Миллениалы больше других офисных работников обеспокоены гигиеной в офисе. Становится все более очевидным, что чистота и гигиена на рабочем месте — уже не просто приятное...

 Чистота рук влияет на работу компаний. Исследование, проведенное компанией Essity и торговой маркой Tork, доказало, что чистые руки могут...