Новости Аналитика Мероприятия по клинингу Клининговые компании Службы дезинфекции Учебные центры О проекте
**

Перспективы развития текстильного сервиса в России

Иногда в поисках новых сфер приложения своих сил владельцу клининговой компании не стоит далеко ходить – новые идеи лежат на поверхности, а ниша на рынке, расположенная совсем рядом с его собственной, практически свободна. Попытки диверсифицировать такой узконаправленный бизнес, например, как матсервис, то есть бизнес фирмы, предоставляющей в аренду ковры и другие грязезащитные покрытия, в своё время привели многие компании к поиску новых направлений в смежных областях деятельности. Одним из таких направлений стал «текстильный сервис» или, как его чаще называют в России, «аренда текстиля» и «прокат текстиля».

Бизнес этот для нашей страны достаточно новый, широкого распространения пока не получил, а многие вообще понятия не имеют о его существовании. Однако нового здесь, по сути, не так много – те же прачечные, химчистки, машины, развозящие ковры, склады. Всё, что составляет материальную базу матсервиса, с таким же успехом можно использовать и в новой сфере услуг – текстильном сервисе. Это позволит загрузить транспорт и прачечные дополнительными объёмами, расширить производственную базу компании. Правда, всё это потребует немалых дополнительных капиталовложений, увеличения площадей под прачечные и химчистки, текстильные изделия (скатерти, бельё, занавеси, салфетки, спецодежду и проч.), под их хранение и обработку, закупок нового текстиля, которого для успешного ведения бизнеса по прокату текстиля потребуется купить втрое больше, чем объём заказа.

О проблемах и перспективах развития в России этого относительно нового бизнеса, а также о клининге, прачечых услугах и химчистке, главный редактор портала Клинеры.рф Р. Чернец решил расспросить одного из руководителей компаний «Мастер Клининг» и «Cotton Way» - заместителя генерального директора Евгения Глинина. Ещё раньше интервью по этому поводу дал генеральный директор компании «Мастер Клининг» Александр Уткин. Сегодня «Мастер Клининг» является одной из крупнейших клининговых компаний страны и ведущим предприятием, предоставляющим услугу «аренда текстиля». Своё интервью Е. Глинин начал с рассказа о текстильном бизнесе, понятии, мало кому в России знакомом и пока еще непривычном.

Прежде всего, отметил Е. Глинин, следует определить круг потенциальных потребителей новой услуги. Клиентом компании, занимающейся текстильным бизнесом, может стать любая организация, предприятие или учреждение, имеющие дело с оборотом больших объёмов текстиля. К ним относятся, например, гостиницы, медицинские учреждения, железнодорожные компании, занятые пассажироперевозками, промышленные предприятия, клубы, рестораны, различные госучреждения и многие другие организации. Таким организациям выгоднее передать заботу о своих текстильных запасах специализированным компаниям, чем заниматься их обслуживанием самим. Такая практика в Европе начала развиваться более полувека назад – её история уходит корнями в 50-е годы прошлого столетия. Сегодня большая часть медицинских учреждений, отелей, ресторанов и прочих организаций в Европе, деятельность которых предусматривает большой оборот текстильных изделий, пользуется услугами фирм, занимающихся текстильным сервисом. У нас дела обстоят немного по-другому.

Впрочем, в последнее время такой вид услуг всё чаще можно встретить и на нашем, российском рынке. Зам. директора компании «Мастер Клининг» рассказал на примере своей фирмы, каким образом осуществляется сегодня деятельность компании, предоставляющей услуги по аренде текстиля. Прежде всего, сторонами составляется и согласовывается договор, точнее — техническое задание, где подробно расписано, какие именно текстильные изделия фирма должна предоставить в аренду клиенту. Составляется и согласовывается график работ (приобретения, обработки, замены текстильных изделий), а также необходимый объем товарного запаса. Затем подбирается и приобретается необходимый текстильный материал.

После этого материал передаётся клиенту в аренду. Предприятие текстильного сервиса занимается всеми промежуточными этапами — забирает у клиента грязное бельё, сортирует, стирает, сушит, гладит, упаковывает и выдаёт клиенту должным образом обработанные изделия. В тех случаях, когда бельё требует ремонта или замены, фирма обеспечивает его ремонт и приобретает новое вместо испорченного или изношенного. При этом важно тщательно следить за качеством приобретаемой продукции и проверять текстильные изделия на предмет соответствия государственным стандартам. Иными словами, организация-заказчик избавлена от всех непрофильных хлопот по приобретению, содержанию, стирке, чистке, ремонту и замене текстильных изделий, которые компания, занимающаяся текстильным сервисом, берёт вместо неё на себя. А заказчик может использовать освободившееся время и ресурсы для развития основного бизнеса.

Клиент, обращаясь в компанию по оказанию услуг аренды текстиля, приобретает целый ряд преимуществ. Вот только некоторые из них:

1. Структура затрат абсолютно прозрачна для заказчика. Клиент видит, куда идут его средства – он платит деньги конкретно за тот текстиль, который он сдает в обработку.

2. Клиент экономит немалые средства, избавившись от необходимости самому закупать и ежегодно обновлять свой текстиль. Таким образом, достаточно ощутимую часть бюджетных средств он может направить на инвестирование в более приоритетные для него направления собственного бизнеса.

3. Пользуясь услугами текстильного сервиса, клиент экономит на организационных и административных статьях расходов – организации работ, оплате труда сотрудников и пр., а также на хранении, упаковке и перевозках белья.

4. Не всякая организация может позволить себе приобретение текстиля высшего европейского уровня качества, а также обработку его на лучшем импортном высокотехнологичном оборудовании, которую гарантирует специализированная фирма по текстильному сервису.

5. Клиенту больше не нужна собственная прачечная, а, следовательно, он освобождается от затрат на расходные материалы и оборудование для неё.

6. Клиенту гарантировано получение высококачественного продукта, а также качественной и удобной услуги по вполне адекватной цене.

Сегодня компания Cotton Way — лидер российского рынка в сфере услуг по аренде текстиля или текстильного сервиса. Главным заказчиком компании является РЖД. Как сообщил в своём интервью генеральный директор компании Александр Уткин, на долю РЖД приходится порядка 80% всех заказов его компании. Кроме того, компанией Cotton Way разрабатывается план охвата всех направлений данной отрасли и расширения клиентской базы. В настоящий момент задействован ряд пилотных проектов по предоставлению аналогичных услуг таким организациям, как отели, фитнес-клубы, медицинские учреждения, промышленные предприятия.

Российская специфика бизнеса выражается отчасти и в том, что для отечественных клиентов название самой услуги привычнее звучит как «аренда» или «прокат» текстиля, но не текстильный бизнес. Поэтому на сегодняшний день можно скорее говорить о рынке проката белья, спецодежды и проч.

В каждом сегменте этого рынка уже существует свой рейтинг и известны компании, его возглавляющие. Так, например, Cotton Way лидирует на рынке проката прямого белья, фирма «Лукрум» - на рынке проката ресторанного и гостиничного белья, российские компании «Линдстрем», «Рентекс-Сервис», «Хекля», «Техноавиа», «Интербизнес» занимают ведущие позиции на отечественном рынке проката спецодежды. Все компании, занимающиеся предоставлением услуг по аренде текстиля, в той или иной мере сталкиваются со сходными проблемами, характерными для сегодняшнего состояния российского рынка текстильного сервиса. Самая большая из них — неосведомлённость большинства потенциальных клиентов относительно существования такой услуги и о преимуществах, которые она им может дать. Происходит это вследствие малоразвитости отечественного рынка текстильного сервиса. К тому же, данный бизнес требует серьёзных инвестиций, а срок окупаемости здесь немалый, присутствует множество рисков и других трудноразрешимых проблем. Достаточно серьёзной проблемой является также несовершенство нашего российского законодательства в области госзакупок.

Большинство компаний в этой сфере бизнеса сталкиваются также с кадровыми проблемами, что вообще характерно для клининговых фирм, прачечных и химчисток. Главная сложность здесь – нехватка квалифицированных специалистов и высокая текучесть кадров. По словам Евгения Глинина, в основе кадровой политики компании Cotton Way лежит ставка на молодёжь — привлечение молодых специалистов, обучение уже работающего в компании персонала и подготовка собственных кадров в процессе работы. Компания также практикует широкое использование экспатов на должностях топ-менеджеров региональных отделений. Как правило, это профессионалы высокого класса, владеющие западными методиками управления и умеющие эффективно организовать производство. При этом компании они обычно обходятся дешевле, чем российские специалисты на аналогичных позициях.

Не так давно в России была создана Ассоциация текстильного сервиса, целью которой является окончательное формирование этой новой для нашей страны отрасли и, соответственно, решение целого комплекса проблем и принятие мер по приведению отраслевого законодательства России в соответствие с потребностями сегодняшнего рынка и современным европейским законодательством, введение единых стандартов и проч. Российская Ассоциация в настоящее время находится в процессе регистрации и действует неформально. Стать членом Ассоциации сможет любая компания, работающая на рынке предоставления услуг по аренде текстильных изделий. Евгений Глинин не исключает возможности сотрудничества Ассоциации текстильного сервиса и Ассоциации российских уборочных компаний (АРУК) по ряду направлений, представляющих обоюдный интерес, с целью достижения лучших результатов и во избежание дублирования действий или пересечения интересов.

Основные потребители услуг текстильного сервиса на сегодняшнем российском рынке — это рестораны и другие учреждения общепита, гостиницы, больницы, транспорт, крупные предприятия лёгкой и тяжелой промышленности, госзаказы (в том числе, ФСИН и Министерства обороны). К сожалению, этот сегмент бизнеса требует на первоначальном этапе значительных капиталовложений, которые не под силу малому и даже среднему бизнесу. Поэтому пока на этом рынке все ниши практически полностью занимает крупный бизнес. Для предприятий малого и среднего бизнеса остаётся ниша услуг для частных лиц, а также маленьких частных предприятий – ресторанов, кафе и мини-отелей. Это логично, так как для обслуживания физических лиц и фирм с небольшими объёмами текстильных изделий не требуется применения дорогих новейших технологий и оборудования.

Одним из многообещающих направлений развития отечественного рынка текстильного сервиса Евгений Глинин считает развитие специализированных площадок, позволяющих осуществлять обмен опытом и информацией, общаться с потенциальными клиентами, представить публике свои достижения. Идеальной площадкой для этих целей, по его мнению, можно считать международную выставку TEXCARE RUSSIA, с большим успехом проводимую в нашей стране. Благодаря этому ежегодному мероприятию, приобретающему всё большую популярность, у российских поставщиков услуг, как и у их западных коллег, теперь имеется возможность чаще общаться с партнерами и потенциальными потребителями их услуг, развивая конструктивный диалог между сторонами.
© Uborka.su, 2011-08-08

Вернуться назад
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить

Комментарии

Аналитика

 За год в Калининграде спрос на бытовые услуги вырос на 34%. В Калининграде спрос на бытовые услуги за год вырос на 34%. Об этом сообщают аналитики «Авито» в...

 Миллениалы больше других офисных работников обеспокоены гигиеной в офисе. Становится все более очевидным, что чистота и гигиена на рабочем месте — уже не просто приятное...

 Чистота рук влияет на работу компаний. Исследование, проведенное компанией Essity и торговой маркой Tork, доказало, что чистые руки могут...